пʼятницю, 6 березня 2015 р.

Локус контроля

В психологии есть такое понятие, как локус контроля. Оно характеризует отношение человека к событиям, происходящим в его жизни. Человек обладает внутренним локусом контроля, если он объясняет свои победы, либо неудачи, своими личностными характеристиками. Он считает, что способен добиться чего-либо независимо от внешних факторов, благодаря собственным усилиям, способностям, целеустремленности. 
"Я пока не очень хорош в программировании, но уже знаю больше, чем месяц назад". 
"В ДТП виноват только я, мне всё равно, что водитель грузовика вылетел на встречку, я должен был это предвидеть". 
Внешний же локус контроля имеют те, кто жалуется на свою жизнь, считая себя не в силах что-то изменить. Если такой работник не сделал объект в срок, он будет говорить, что заболел, материалы не вовремя привезли, погода не позволяет выполнить работу. Причина найдется всегда, сам же он не признается в том, что потерпел неудачу из-за своей ошибки.

Жители нашей страны частенько грешат внешним локусом контроля.

— Опять на улице мусор, ЖКХ совсем от рук отбились. Всё равно кину окурок на тротуар, я ничего не могу изменить.

— Нет смысла учить английский язык, он мне всё равно не пригодится в жизни, да и долго это. Я всё равно не смогу бегло говорить.

— Хотел бы я научиться рисовать. Жаль, что у меня нет таланта к этому, вот если бы я родился с таким умением, то стал бы дизайнером.

Такое перекладывание ответственности отрицательно влияет на твою жизнь. Из человека может получиться превосходный оратор, а он сидит в ненавистном офисе, проклиная каждый день свою работу. Разве не замечательно жить в обществе людей, верящих в свои силы, открывающих для себя новые возможности? Поверь в свои силы, займись делом, которое давно тебя привлекало, набирайся опыта, и скоро ты поймёшь, как ошибался раньше.

Несмотря на очевидный вред внешнего локуса контроля, рассчитывание только на свои силы тоже разрушительно. Такой человек становится слишком самоуверенным, считает, что он способен на всё, часто упуская из виду внешние обстоятельства. Лучший ученик в классе обычной сельской школы считает, что он умнее всех, до тех пор, пока не попадает в универ в городе. Чрезмерно дисциплинированный парень, жизнь которого состоит только в работе, укоряет себя за то, что в его 20 лет он получает не 100 тысяч, а всего лишь 80. Не стоит упускать из виду внешние обстоятельства, невозможно контролировать абсолютно всё.

И внешний, и внутренний локусы контроля являются крайностями. В реальности же человек проявляет их в зависимости от ситуации. Учись мыслить критически, рассматривай ситуацию с разных сторон, и тогда твоя жизнь станет чуточку рациональнее, а значит, лучше.

Немає коментарів:

Дописати коментар